Святыни Варанаси

В разделе “Туризм” и подразделе “Наши путешествия” продолжаем рассказ о путешествии в Индию, предпринятом нашими авторами в феврале 2013 года. Сегодняшняя статья – “Святыни Варанаси“. Где мы постараемся осветить хотя бы с парочки сторон древние сакральные места этого удивительного города, одного из самых старейших и по-прежнему населённых в мире. Уже опубликованные статьи:

  1. Как мы летели в Индию“,
  2. Как мы искали жильё в Индии“,
  3. В поисках супермаркета в Дели
  4. Поиск туристической кассы на вокзале в Дели
  5. Как мы искали Красный форт“.
  6. Как мы искали и нашли Qutab Minar
  7. Как мы искали поезд и ехали на нём в Варанаси
  8. Варанаси, первый день
  9. Варанаси, день второй

Святыни Варанаси можно было бы описать в целом такой интересной историей.

Когда мы возвращались на самолёте Дели-Шарджа, рядом с нами сидел индус. Который заметил, что мы везём коробочку с кришнаитскими сладостями. Индус рассказал, что брат у него кришнаит, брата он не уважает. Почему? Потому что чем больше богов почитает человек, тем больше его защита, тем лучше его жизнь. И в подтверждение показал на себе: амулет Кришны, какие-то ещё индийские священные амулеты, и – вы уже догадались? – христианский крестик. Мы взяли это на заметку 🙂

 Святыни Варанаси

Почему святыни Варанаси в частности, и религии Индии в целом, можно описать этим разговором? Потому что, судя по нашим наблюдениям, индуизм впитал в себя всё, что мог. То есть, лучшие (читай – особо понравившиеся жрецам) части буддизма, джайнизма, христианства различных конфессий. И, вы не поверите, сделал то, что индоевропейцы обычно делают очень и очень редко – впитал религию покорённого народа.

“Какую религию? – спросите вы, – Что именно впитал у каких-то покорённых индуизм?” Как это ни странно, основные идеи: про реинкарнацию, про йогу, про самосовершенствование, про карму, были почерпнуты у харрапской цивилизации. Хараппская цивилизация – это древнее неиндоевропейское население долины реки Инд (примерно 3000-1500 годы до нашей эры, кому нужны факты). Более подробно про эту цивилизацию и йогу вы можете прочесть в статье “Йога – древнейшая дисциплина самосовершенствования“. А про саму цивилизацию – в книге Э. Маккея “Древнейшая культура долины Инда“.

Тогда как мы, в подтверждение своих слов, ограничимся небольшим примером из этой книги. Так, археологи, восстанавливая религиозные представления древних жителей долины Инда (которых впоследствии завоевали арии, современные индусы), нашли несколько глиняных табличек с похожим рисунком. На рисунке было изображено дерево, на дереве восседали боги. Дерево росло на небольшой платформе-возвышении. А рядом с деревом пасся козёл. Логично предположить, что хараппцы поклонялись деревьям и живущим в них богам, выставляя под деревьями подношения. А символичное принятие подношений выполнялось козлом.

Это было больше 4000 лет назад.

А теперь посмотрите на то, что есть сейчас:

 Святыни Варанаси

Как видите, козёл, священное дерево на возвышении, фигурки богов и подношения (поедаемые козлом):

 Святыни Варанаси

Поразительная живучесть традиций, не находите? Более четырёх тысяч лет…

Так что индус, который считает, что христианский бог – дополнительная защита, это не уникальность. Это – закономерность.

Ну а теперь перейдём к другим святыням Варанаси (часть из которых, особенно лингамы – также наследие хараппской цивилизации).

Для начала – одно из самых святых мест, ступенчатый колодец-баоли. Вообще-то, в Индии такие колодцы бывают и поболее… (Как, например, в статье “Ступенчатые колодцы в Индии“) Но даже в таком минималистичном виде, как в Варанаси, баоли – это святое место. Сюда приходят посидеть, помолиться:

 Святыни Варанаси

Напротив стоят боги:

 Святыни Варанаси

Теперь вот такой необычный храм:

 Святыни Варанаси

Он полностью деревянный, резной. Непривычно видеть в Индии такую работу с деревом. Обычно здесь с камнем шедевры вытворяют… А вот такая загадочная конструкция явно сакрального назначения высится над этим деревянным храмом:

 Святыни Варанаси

А это бог Хануман, соседствующий с нишей для Шивы:

 Святыни Варанаси

Это Хануман и множество других богов:

 Святыни Варанаси

Загадочное укрытие для загадочного бога (внутри пусто). А вход охраняют клюворылые существа с трезубцами Шивы. Тайна…

 Святыни Варанаси

А это далеко не тайна, это Агни Пуджа, которая происходит каждый вечер на набережной Варанаси:

 Святыни Варанаси

Крыши украшают вереницы древних богов:

 Святыни Варанаси

И напоследок – наиболее часто встречающиеся атрибуты: лингам, йони, коровка Шивы. Кстати, когда учили хинди, выяснили, что лингам и йони – это не образные красивые поэтичные названия половых органов. Это и есть названия половых органов. По рабоче-крестьянски, так сказать. Так вот, этих символов в Варанаси – немеряно:

 Святыни Варанаси

Соответственно, лингам – это цилиндр по центру, а йони – это то, куда вводится лингам. Ну, вы поняли.

Святыни Варанаси

Как видите, лингамы могут быть и большими, и маленькими. Йони тоже. То есть, для индусов важно не количество, а качество плодородия. Таки да, это символы плодородия.

Святыни Варанаси

Причём йони символизирует и это, и ещё кое-что:

 Святыни Варанаси

Как вы думаете, что это за утолщение по центру приводящего канала йони? Вот вариант более современный, и поэтому более чёткий:

Святыни Варанаси

То есть, лингам и йони – это одновременно и мужской и женский символы во время работы, и матка с плодом и сперматозоидами, плывущими к цели. В общем, одна скульптура включает в себя многоплановость и времени, и пространства, и семантики. Вот это пример абстрактного мышления!

Кстати, коровка (вернее, бык) – это любимое ездовое животное Шивы. Поэтому его часто изображают вместе с символами Шивы и его жены.

Святыни Варанаси

Этот бычок может быть очень даже большим:

Святыни Варанаси

Красивый символ при ночном освещении с ритуальными подношениями:

Святыни Варанаси

Кстати, на этой фотографии отлично видно, что это не коровка. Это БЫК!

Итак, Варанаси богат историей и святынями.

В некоторых из них интересно разобраться. Быть может, кто из читателей знает какую интересную легенду про них?

Пишите, дополняйте!

Продолжение путешествия: Прогулка по университету в Варанаси

Лев Александрович Дебаркадер

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.