Тибетский буддизм, тантра и Далай-Лама

Продолжаем раздел "Магия" и подраздел "Полезно знать" статьёй про тибетский буддизм, тантру и Далай-Ламу. Ранее, в разделе "Туризм" мы затрагивали Экс-резиденцию Далай Ламы: дворец Потала. А в данной статье поговорим об основах — о тибетском буддизме — философии, теории и практике. И кто знает — вдруг найдём какой-нибудь интересный практический вывод. 

Тибетский буддизм, тантра и Далай Лама — можно сказать, что они родственники. Так, тибетский буддизм создавался, чтобы очистить существенно исказившиеся теоретические основы и практику существовавшего на то время буддизма. Но начнём с начала и разберёмся с терминами. 

Далай-ламы — линия передачи (тулку) в тибетском буддизме школы гелуг. В 1578 г. правитель монголов-тумэтов Алтан-хан вместе со своим народом принял буддизм от одного из высших лам школы Гэлуг и дал ему титул Далай-лама. По представлениям тибетского буддизма, Далай-ламы являются инкарнацией бодхисаттвы сострадания.  

Гэлуг, также Гелуг  — традиция буддийского монастырского образования и ритуальной практики, основанная в Тибете ламой Чже Цонкапой (1357—1419). Более известна в монголоязычном мире как «жёлтая вера» (монг. шарын шашин). «Далай» означает в монгольском языке «океан», «лама» (bla ma) в тибетском эквивалентно санскритскому «гуру», и имеет значения «учитель» или «монах».

Тибетский буддизм, тантра и Далай-Лама

Уникальным для тибетского буддизма является начавшаяся в XIII веке традиция передачи как учения, так и духовной и светской власти в рамках линий перерождений (тулку) видных буддийских деятелей. Это резко отличает тибетскую цивилизацию от других, где преобладают такие способы избрания лидеров, как наследственный и выборный. В своём развитии данная идея привела к объединению духовной и светской власти в линии Далай-лам.

Начиная с XVII века вплоть до 1959 года Далай-ламы имели титул правителя Тибета, руководя страной из Лхасы. Далай-лама претендует на то, чтобы считаться также главой всего тибетского буддизма, хотя это и вызывает вполне законную оппозицию в трёх остальных школах. которые имеют своих признанных лидеров, независимых от Далай ламы и Гэлугпы. Но как бы то ни было, Далай Лама выбирается на основе линии перерождений. 

После смерти Далай-ламы монахи организуют поиски его следующей инкарнации (тулку, тиб. sprul sku), маленького ребёнка, который должен обладать определёнными признаками и пройти тесты. Поиск занимает обычно несколько лет. Затем ребёнок отправляется во Лхасу, где проходит обучение под руководством опытных лам. Основную роль в признании Далай-ламы играет Панчен-лама.

Панчен-лама — второй по рангу лама после Далай-ламы в школе Гелуг тибетского буддизма. Панчен-ламы — линия перерождений (тулку), существующая с начала XVII века. Представители этой линии считаются эманациями будды Амитабхи. «Панчен-лама» означает «великий учёный», от санскритского paṇḍit (пандит, учёный) и тибетского chen (великий). 

Панчен-лама несёт частичную ответственность за нахождение реинкарнации следующего Далай-ламы, и наоборот. При этом поиск следующей реинкарнации является вопросом сугубо религиозным, связанным со сложными ритуалами и выработанными традициями. При поиске Панчен-ламы окончательное решение должен принимать Далай-лама. 

В 1959 году, после того как в У-Цанг вошли войска НОАК и Далай-лама XIV бежал в Индию, Панчен-лама X стал главной политической фигурой в Тибете. Однако спустя девять лет он был посажен в китайскую тюрьму, и освобождён в 1977 г., при этом до 1982 г. он содержался в Пекине под домашним арестом. В 1983 г. он женился на китаянке, у него родилась дочь. Для ламы школы Гелуг такое поведение является необычным. В 1989 г., находясь в Шигадзе, он неожиданно умер в возрасте 51 года. Известно, что перед этим он произнёс речь с осуждением китайской оккупации Тибета. Некоторые организации критиковали его, называя китайской марионеткой, однако Далай-лама и большинство буддийских лам и учёных считали, что он делал всё возможное, попав в трудную ситуацию и пытаясь помочь людям.

14 мая 1995 года Далай-лама объявил новым Панчен-ламой шестилетнего Гендуна Чокьи Ньиму. Китайское правительство немедленно отреагировало, и "назначило" другого ребёнка — Гьялцэна Норбу, а Гендун Чокьи Ньима был взят «под защиту» властями КНР, его местонахождение с тех пор неизвестно. Большинство верующих не признает Гьялцэна Норбу подлинным Панчен-ламой, т.к. вся система "назначений" высших лам партийными чиновниками КНР грубо противоречит религиозным канонам.

Таким образом, правительство Китая, несмотря на отсутствие какого-либо духовного статуса, пытается взять на себя процедуру выборов новой реинкарнации, опираясь на прецедент во время правления императора Хунли династии Цин, который применял процедуру выборов Далай-лам и Панчен-лам с помощью жребия, золотой урны и шариков с именами. Недавно такую практику применили для назначения Панчен-ламы, которые теперь должен якобы обладать полномочиями для избрания нового Далай-ламы. Возможность такой подтасовки по политическим мотивам после смерти Далай-ламы вызывает опасения тибетцев.

Далай-лама XIV заявил, что новый Далай-лама не будет рождён на территории Китайской Народной Республики, и вполне возможно вообще не будет перерождён. Однако, он обратил внимание, что ему нужно будет продолжать незаконченную работу, и если ситуация на Тибете не изменится, он всё-таки переродится. Он отмечал, что институт Далай-лам уже выполнил свои цели и может прекратиться. 

Итак, Далай Лама — линия передачи власти в школе гэлуг тибетского буддизма. Непосредственным источником вдохновения для традиции Гэлуг стала традиция тибетского буддизма Кадампа. Тогда как нравственные и этические нормы были введены монахом Чжэ Цонгкхапой.

Одной из главных целей письменных трудов, учений и практики Чжэ Цонгкхапы было очищение тибетского буддизма. Его очень беспокоили нарушения монашеской дисциплины, которые к тому времени стали обычным явлением в монастырях Тибета, неверные толкования Дхармы, а также деградация тантрической практики. В особенности он критиковал распространившиеся среди тибетских тантриков сексуальные практики, что, по его мнению, было несовместимо с высокими монашескими идеалами, о которых учил Будда. 

Тибетский буддизм был предназначен для очищения существующих традиций

В традиции Гэлуг особое внимание уделяется нравственности, монашеская дисциплина рассматривается как идеальная основа для религиозного образования и практики. Вследствие этого подавляющее большинство гэлугпинских лам — монахи, а наставник-мирянин в этой традиции — большая редкость. Кроме того, в традиции считается, что серьёзная философская подготовка является необходимой предпосылкой для эффективной медитации, а, следовательно, как Тантра, так и Сутра (своды философских текстов в виде диалогов) подвергаются всестороннему анализу в ходе философских диспутов. 

Теперь в тибетском буддизме тантра — это один из путей просветления, связанный с практикой пограничных состояний, просветлённых состояний, смерти и промежуточных состояний между смертью и следующим рождением. Тантра понимается как практика достижения окончательного результата («плода») — состояния Будды.

Занятия тантрой, индивидуальные и коллективные, могут осуществляться только под руководством гуру — опытного ламы. Некоторые ритуалы и символы выглядят с точки зрения посторонних страшными или отталкивающими, поэтому для занятий тантрой требуется посвящение учителя и подробные объяснения. Разглашение или популяризация деталей тантрической практики не принята, система посвящений предназначена для защиты учения от профанации, а также передачи важнейших наставлений и создания у практикующего связи с линий преемственности.

Кстати, одна из наиболее известных тантр — это тантра, в тибетской традиции считающаяся вершиной тайн Ваджраяны (тантрического направления в буддизме). Инициацию Калачакры осуществляют несколько учителей, наиболее известна инициация, проводимая Далай-ламой.

Далай Лама проводит тантру Калачакра в 2003 году

Инициация Далай-ламы проводится при большом скоплении народа (до 200 000 человек), нередко более десяти тысяч человек и сопровождается детальным объяснением учения, длящимся более недели.

Разрушение мандалы Калачакры Далай Ламой - один из этапов тантрического обряда

Несмотря на массовость, Калачакра считается сложной практикой, и не ожидается, что все присутствующие смогут её принять и освоить. 

Таким образом, тибетский буддизм, тантра и Далай Лама обЪединены в единое целое. 

И когда вы в следующий раз посмотрите на обЪявление "Изучаем тантрический секс" на заборе — вспомните эту статью. И посмейтесь наивности тех, кто надеется чего-то достичь таким странным, далёким от действительных источников, способом. 

8 Comments

  1. Потенциал низких уровней весьма ограничен, но более глубокие и тонкие уровни наделены поистине огромной силой. Нужно достичь этих тонких уровней. Тут-то на помощь и приходит секс. Благодаря специальным техникам концентрации в процессе полового акта опытные практикующие могут продлить эти весьма глубокие, тонкие и сильные состояния сознания, чтобы затем использовать их для постижения пустоты. ( Далай лама 14 )

  2. С точки зрения буддистов, половой акт может использоваться на духовном пути, так как он способствует мощной концентрации сознания. Роль полового акта заключается в том, чтобы выявить глубокие состояния сознания и продлить пребывание ума в таких состояниях, с тем чтобы направить их силу на углубление осознания пустоты. Простой же половой акт не имеет с духовным развитием ничего общего ( Далай лама 14

  3. Существует практика сексуального соединения мужчины и женщины. Если не разделять переживание на субъект- наблюдатель и наблюдаемое ощущение, можно использовать эту ситуацию, чтобы обнаружить сокровенную суть. Обычный движущийся ум на миг исчезает, обнажая лежащую в основе пустоту. Объединяя этот миг с осознаванием, мы получаем объединение пустоты и блаженства, которому уделяет такое внимание учение Тантры. ( Тендзин Вангьял )

  4. Тантра включает в себя сексуальные практики, в которых используется блаженство сексуального переживания. Она опирается на понимание и практическое постижение пустоты — основополагающей природы всех явлений. Если нет понимания того, что блаженство пусто, практики, использующие блаженство, не являются тантрийскими ( Тендзин Вангьял )

  5. Оргазм используется как символ переживания непрекращаемого блаженства. Об этом упоминается и в тексте Дже Цонкапы. Согласно Тантре оргазм содержит неисчерпаемые богатства; мы можем многому научиться с его помощью. (лама Еше )

  6. Хрыч, Кукай, лгуны, пиздаболы и колхозники 🙂
    Спасибо за участие.
    Только вот совершенно непонятно, что вы предлагаете.

  7. 1. Бог, сотворивший мир и все что в нем ныне повелевает всем евреям, находящимся в рассеянии по всей земле возвратиться в землю завета Господа с Авраамом, в землю обетованную Израиля “От реки Египетской до великой реки, реки Евфрата” (бытие 15гл 18ст). Просьба ко всем людям: оказать помощь в последнем Исходе евреев на святую землю!
    2. “И так оставляя времена неведения Бог ныне повелевает людям всем повсюду покаяться” (деяние 17гл 30ст). “Потому что все согрешили и лишены славы Божией” (Римлянам 3гл 23ст). “Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное” (От Матфея 3гл 2ст). “Сотворите же достойный плод покаяния” (От Матфея 3гл 8ст). И так мы — посланники от Имени Христова, и как бы Сам Бог увещевает через нас; От имени Христова просим: примиритесь с Богом. Ибо не знавшего греха Он сделал для нас жертвою за грех, чтобы мы в нем сделались праведными перед Богом” (2 коринфянам 5гл 20-21ст).
    Просьба ко всем отступникам от Бога возвратиться к Господу Иисусу Христу “Ибо Господь будет судить народ Свой и над рабами Своими умилосердится” (псалом 134 ст14). “Ибо время начаться суду с дома Божия” (1 Петра 4гл 17ст). “Ибо если бы мы судили сами себя, то не были бы судимы” (1 коринфянам 11гл 31ст).
    Просьба ко всем, кто не примирился от всего сердца с Богом Живым: примиритесь. “Ищите Господа, когда можно найти Его; приживайте Его, когда Он близко. Да оставит нечестивый путь свой и беззаконник помыслы свои, и да обратится к Господу, и он помилует Его и к Богу Нашему, ибо Он многомилостив” (Исаия 55гл 6-7ст). “Боязливых же и неверных, и скверных, и убийц, и любодеев, и чародеев, и идолослужителей, и всех лжецов участь – в озере, горящем огнем и серою. Это — смерть вторая” (откровение 21гл 8ст).
    Церковь Господня приготовься к встрече с Женихом. Поправь свой светильник, проверь себя, очищайся, освящайся, бодрствуй и молись, будь готова на всякое время. “Все, гряду скоро и возмездие Мое со Мною, чтобы воздать каждому по делам его” (откровение 22гл 12ст). “И Дух и Невеста говорят: приди! И слышавший да скажет: приди! Жаждущий пусть приходит, и желающий пусть берет воду жизни даром” (откровение 22гл 17ст). “Свидетельствующий сие говорит: ей, гряду скоро! Аминь. Ей гряди, Господи Иисусе!” (откровение 22гл 20ст). “Остановитесь и познайте, что Я — Бог” (псалом 45ст 11)

  8. Некоторым людям может чересчур понравиться лозунг «помочь всем евреям отправиться на Святую Землю».
    Осторожнее в призывах, чтобы дать новому Гитлеру меньше поводов.

Добавить комментарий для asd Отменить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.