Техника рисования: подробности

Продолжаем раздел «Рукоделие» и подраздел «Рисование» статьёй Техника рисования: подробности. Ранее мы уже затронули четыре статьи на тему обучения рисованию, четыре шага:

  1. Как научиться рисовать? Легко! 
  2. Уточнение цели для рисования
  3. Покупка инструментов для рисования
  4. Изучение техники рисования

В этих статьях мы с определились с целью рисования и приобрели хорошие материалы для рисования. А также в общих чертах рассмотрели технику рисования. Рассмотрим пройденный третий шаг (техника рисования) подробнее.

Техника рисования: подробности разберём на примере ранее выбранной (на втором шаге уточнение цели) интересной цели:

  1. Цель: рисовать — животных.
  2. Чем и на чём рисовать — карандашом или ручкой на бумаге.
  3. Зачем рисовать — для собственного удовольствия. Ну, и похвастаться немного.

 Техника рисования: подробности

Первый этап. Выбирайте, где рисовать.

Место должно быть хорошо освещено. Как минимум одна 100-ваттная лампочка над местом (например, над письменным столом). Для простого карандаша в принципе этого будет достаточно. Однако, если используются цветные карандаши, то освещение должно приближаться к дневному, так как жёлтый цвет лампочки искажает цвета и затрудняет их взаимный подбор.

Места должно быть достаточно для того, чтобы расположить лист бумаги А 3 и набор карандашей. В общем, чем больше — тем лучше.

Этап 2. Подготовка материалов.

Бумага должна лежать на ровной поверхности, чтобы при рисовании движению карандаша не мешали скрепки и прочая мелочь. Карандаши должны быть наточеными (острыми). Для этого используется точилка или канцелярский нож. Или наждачка.

Иногда могут использоваться карандаши максимально тупые — для быстрого рисования, чёркания

Этап три. Изучите возможности материала.

Возьмите в руки карандаш и проведите им по бумаге с минимальным усилием. Повторите это с другими карандашами набора. Сравните результат.

Возьмите в руку карандаш и проведите по бумаге с максимальной силой. Повторите с другими карандашами. Сравните.

С каждым карандашом проведите серию проб с нажимом различной интенсивности. Определите пределы видимости линии и прочности бумаги.

Четвёртый этап. Собственно, техника рисования в подробностях.

Объекты для рисования — прямые, кривые, простые геометрические фигуры типа квадратов, кругов и так далее. Они изображаются на бумаге различными карандашами с различной силой нажима. Основное требование — прямые должны быть прямыми (без разрывов, ровными, не «волосатыми»), кривые — кривыми, геометрические фигуры — сами собой. То есть, чтобы круг был похож на круг, а не на треугольник.

Важная цель этого упражнения — линии должны быть непрерывными. Они не должны «волосатиться». Это технический термин 🙂

Волосатость проявляется, если линия не делается непрерывно от начальной точки до конечной. А карандаш идёт несколькими небольшими штихами. Концы штрихов не совпадают друг с другом, и получается волосатость.

Если это не специальная цель и не особая запланированная технология рисования, то волосатости следует избегать.

Специфический приём, позволяющий избежать волосатости и позволяющий достичь ровных прямых линий — смотрите не на кончик карандаша, а на ту точку, куда должен прийти карандаш. Вначале будет получаться всякая фигня. Но потом… Любо дорого посмотреть.

Пятый этап. Совершенствование техники рисования.

Поставьте перед собой любой предмет или неподвижное животное на таком расстоянии, чтобы их размер совпадал с тем, что вы собираетесь нарисовать на бумаге 🙂

И потом смотрите на предмет и на бумаге рисуете его контур. СОБЛЮДАЯ ПРИ ЭТОМ ВСЕ ЗАМЕЧАНИЯ ЧЕТВЁРТОГО ШАГА! То есть, прямые должны быть прямыми, а кривые — кривыми. Круги — кругами, а квадраты — квадратами. Линии не должны быть волосатыми.

Возможна модификация пятого шага. Все предметы можно представить состоящими из простых геометрических фигур, которые вы уже научились рисовать. И теперь в нарисованный контур предмета врисовывайте внутреннее содержимое в виде наиболее подходящих геометрических фигур. Вы удивитесь, что получится весьма и весьма то, что перед вами.

 

Хорошая модификация этого этапа — рисование поочерёдно больших и маленьких геометрических форм. В начале хорошо будут получаться лишь маленькие квадратики-кружки. Однако постепенно вы сможете рисовать правильные геометрические фигуры в достаточно больших размерах.

В принципе, основная задача, которая стоит перед вами, когда вы рисуете, это:

рука должна выполнять ваши команды и рисовать то, что вы хотите (например, то, что вы видите перед собой).

Однако, рука очень плохо (по началу, естественно), слушается команд. И цель состоит в том, чтобы многократным повторением одних и тех же команд вы таки добились послушания. Для того, чтобы рука научилась выполнять ваши команды, можно сделать упражнение из книги «Естественный путь к рисованию» Николаидиса. Хорошая книга, кстати, рекомендую.

Поставьте перед собой любой предмет или неподвижное животное (включая человека). И потом смотрите на предмет и на бумаге МЕДЛЕННО рисуете его контур. Смотрите НА то, что вы рисуете, и рисуете то, что видите. Причём НЕЛЬЗЯ смотреть на бумагу. По крайней мере, часто. Получаться будет ерунда — однако, ничего красивого и не должно получаться.

Ваша задача — вести глаза одновременно с движением карандаша, как бы ощупывая контур предмета кончиком карандаша. Поначалу взгляд будет убегать вперёд, но потом движения синхронизируются. Вы тренируете руку слушаться команд. Рука используется как левая, так и правая.

Далее, вы можете подключить уже полученный навык рисования геометрических фигур. Так, все предметы можно представить состоящими из простых геометрических фигур, которые вы уже научились рисовать. И теперь в нарисованный контур предмета врисовывайте внутреннее содержимое в виде наиболее подходящих геометрических фигур. Может получиться ерунда, но это всё из-за вспомогательных линий, которые со временем вам будут не нужны.

Шестой этап. Характер линии.

Рисуя простые геометрические фигуры или разнообразные предметы по этапам 4 и 5 используйте характер линии. Линия выражает не только контур предмета и основные черты, но и характер. Так, нежный и слабый предмет — нежная и слабая линия. Жёсткий и яркий предмет — толстые и чётко видимые линии.

Правило в помощь — передняя часть предмета обычно выполняется более толстыми и чёткими линиями, чем дальняя. Естественно, ближняя часть и дальняя часть предмета связаны друг с другом постепенно затухающими линиями. Которые вблизи — как передние линии, а постепенно теряют интенсивность и приходят к качеству дальних.

Характер линии может быть загадочным, неуверенным, прямолинейным, завораживающим, прерывистым, ненадёжным, долговечным — пробуйте отразить эти свойства в линии.

Поскольку вы учитесь рисовать карандашом по бумаге, а не резинкой по карандашному следу, избегайте использования резинки при тренировках. Лучше перерисовать предмет, чем тереть линии резинкой. Потому что вы будете оттачивать технику рисования. А не стирания. Так как вы учитесь рисовать, а не чертить, то во время рисования НЕ используются линейки и формы для геометрических фигур.

В принципе, при полном освоении эти шесть шагов позволят вам достаточно хорошо постичь технику рисования карандашом по бумаге. И перейти к следующему шагу. Когда наступает полное освоение? Когда вы почувствуете уверенность в себе по отношению к выбранным материалам (в нашем случае это карандаши и бумага).

Признаки уверенности:

  • вы не боитесь карандашей;
  • вы спокойно относитесь к бумаге;
  • вы достигаете поставленных целей упражнений — прямые линии являются прямыми, геометрические фигуры — чёткими и распознаваемыми;
  • вы делаете это с лёгкостью и без внутреннего напряжения.

Описанные шаги могут быть применены к любой другой графической технике. Графическая техника — это когда используется небольшое количество цветов и цветовых переходов. То есть, если вы учитесь рисовать тушью, аэрографом, пером, вырезанию по дереву, гравировке — описанные шаги применяются аналогично, но с поправкой на другой материал.

Подробно, хорошо, детально и просто изучение техники рисования описано в книге «Естественный путь к рисованию», Кимон Николаидис. Рекомендую 🙂

Для рисования большим количеством цветов (живопись) необходимо добавить упражнения по сочетанию и взаимодействию цветов. Это отдельная, достаточно большая тема, так же достаточно освещённая в разнообразной литературе.

Продолжение следует в статье «Композиция — как она есть. Силовые линии и равновесие«.

Подробности техники рисования заключаются в длительной практике

Техника рисования: подробности

По материалам Обучение техники

pДалее, вы можете подключить уже полученный навык рисования геометрических фигур. Так, в/p

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *