Ритмические игры для детей до года дома


Продолжим раздел «Лучший ребёнок» и подраздел «Прекрасное» статьёй про ритмические  игры для детей до года в домашних условиях. Для чего? Ну, всегда приятно помочь чаду развить способности. Плюс экономия — за то, что можно с лёгкостью делать дома, многие платят круглую сумму кружкам, школам и т.д.. Но, надеемся, у вас преобладает не корыстный интерес, а желание улучшить способности самостоятельно 🙂

Ритмические игры для детей до года… Не рановато ли? Может, позже? Когда вообще начинать ритмические игры? Хорошие вопросы. Ответ прост — чуть раньше, чем ребёнок начнёт проявлять сильный интерес к этой области. Обратите внимание: не позже, как это обычно бывает (месяца черед два-три-десять-сорок), а сразу же. Вот здесь интересное домашнее обучение ритмическим играм — самое оно, ведь можно начать тут же.

Ритмические игры для детей до года дома

Ритмические игры — обучение в игровой форме. Игровая форма —

  • это НЕ занятие с целью выучить определённое движение.
  • это НЕ усиленная и упорная тренировка.
  • это НЕ принуждение к повторению.

Игровая форма — удовольствие, азарт, смех и радость. Исчезает один из компонентов — лучше просто прекратить. Иначе вероятность отказа от темы возрастает в разы.

Теперь, собственно, ритм. Ритм — слово из древнегреческого языка, буквально, «текущий», от ῥέω «теку».  Это закономерность в длительности нот / звуков без учёта их высоты и прочих характеристик.

Метр — закономерность в силе (сильный звук можно обозначить как +) и слабости (слабый звук можно обозначить как -) звуков. Это то, что обычно понимается под словом «ритм». Метр проще всего найти в стихах:

птеродактиль ел капусту

+    —  / +    —    /   +     —  / +     —

Ударный слог чередуется с безударным. Метр — ямб. В музыке точно также: например, вальс: + — — / + — — / + — — = раз два три / раз два три / раз два три и так далее.

Разница в метре и ритме больше интересует музыкантов, чем родителей, но всё равно, для справки. Для примера вальс:

Тихо в  лесу,     только не спит барсук.

+     −   −  /+−−/  +       −   −  /  +  −  −   /+−−/ = метр

___  _  _  /___ / _       _     _  /   _   п  _  / _____   / = ритм

То есть, на первый такт (тихо в ле-) приходится одна сильная и две слабых доли. Они равны длинной и двум коротким нотам. Здесь ритм и метр совпали. Второй такт, (-су), имеет тот же метр. Но ритм другой — одна нота длится один такт. Третий такт (только не) — метр тот же, а ритм — три короткие ноты. Четвёртый такт (спит бар-) — тот же метр, но ритм новый: короткая нота, пауза длиной в короткую ноту и короткая нота. Пятый такт — длинная нота на весь такт (-сук), но длиннее чем нота во втором такте.

Таким образом, метр повторяется каждый такт. А ритм будет повторяться каждую строчку, да и то иметь вариации в зависимости от того, кто и как не спит.

Проще всего найти закономерность в метре. Что и делается с детьми в первую очередь.

Когда закономерность найдена, человек может заранее знать. И будет прав.

Цель ритмической игры — развить способность предсказывать качества звуков.

Зачем вообще этим заниматься? Зачем искать закономерности в длительностях? Зачем заранее знать, какова сила звуков? Ну, первое, что бросается в глаза — искать закономерности, в целом, просто хорошая и полезная способность. Говорят, в жизни помогает 🙂


Но на деле связи гораздо глубже.

Например, знаете ли вы: многие люди (дети — тоже люди, к слову) распознают поэзию, на каком бы языке она не звучала. Практически любой человек в состоянии отличить музыку от обычного шума. Интересно, в чём причина?

На наш взгляд, причина проста: там, где есть порядок, всегда спокойнее. Когда человек может точно предсказать изменения, он более уверен в окружении. Он не боится будущего. Он готов справляться с трудностями.

И, наоборот, когда человек не может определить порядок, есть замешательство. Человек не может точно знать, что будет. И поэтому будущее выглядит опасным, пугающим и страшным. Само собой, любая мельчайшая трудность в таком состоянии автоматически принимает космический размер.


Вернёмся к детям. Есть ребёнок, он недавно родился:

  1. Тело не слушается управления, что обычно бесит.
  2. Зрение даёт смутные картинки (кто не знает — младенец видит не так, как взрослый).
  3. Слух выдаёт разнообразнейшие раздражители, тихие, громкие, мерзкие, приятные.
  4. Такие же необычные хаотичные импульсы идут от кожи, от растущих с огромной скоростью внутренних органов и т.д.
  5. Добавьте невозможность общаться, добиться понимания…

Получается то самое замешательство. Только усугублённое временной невозможностью познавать.Следовательно, чего жаждет младенец? Предсказуемости. Закономерности. Ритма. Метра

Поэтому метр и ритм — то, что жизненно необходимо ребёнку. Это то, где легко найти закономерность. И где просто знать заранее, что будет. Следовательно, растёт устойчивость к замешательству, и человеку проще быть лицом к лицу с остальным хаосом.

В общем, теория ритмической игры с детьми до года дома проста:

  1. Находить метр (а позже — ритм) во всём, что окружает ребёнка.
  2. Определять этот метр / ритм.
  3. Озвучивать его / их в игровой форме.

Если ребёнок бодр и активен, он довольно скоро начнёт интересоваться метром / ритмом самостоятельно — стучать, барабанить, топать, хлопать по предметам и так далее. Можно помочь и купить / сделать металлофон, барабан, бубен (на что денег хватит 🙂 ), ведь с предметами, специально предназначенными для создания метра, удобнее работать.

Поскольку управление телом не на высоте, ребёнок не может самостоятельно повторить ритм в точности. Но это не цель ритмической игры! Повторение ритма — цель, важная в музыке. Это просто тренировка воспроизведения, которой можно заняться практически в любом возрасте.

Цель ритмической игры в младенчестве — показать ритм в любых шумах.

Для ребёнка это значит, что окружение предсказуемо, и можно быть уверенным в будущем. Результат:

  • а) довольный ребёнок
  • б) довольные ребёнком родители.

Итак, вы делаете окружение ребёнка безопасным с помощью озвучивания закономерностей, и получаете более активного, более бодрого и более интересующегося человека. Отличный фундамент для развития речи, ходьбы и прочих навыков!

Теперь подробнее про практику ритмических игр с младенцами в домашних условиях.

Итак, определяемся: сначала работаем с метром.

Проще всего найти метр:

  • в стихах
  • в музыке.

В стихах метр — ударный и безударный. В музыке — сильный и слабый (ощущается как чуть более громкий и чуть более тихий).

Поэтому последовательность проста. Берём, например, стих:

Фокстерьер  любив ковбаску,

Сир, прогулянки і ласку.

Це завжди буває так,

І не тільки у собак.

Определяем метр: ударный — безударный / ударный — безударный и так далее. И теперь, во время прочтения стиха, отхлопываем ритм на любом удобном предмете — стенке, полу, коляске, ребёнке 🙂

Так же и с музыкой. Проще всего находить метр в песнях. Поэтому стоит начать с них. Берём какую-нибудь песню, которая нравится ребёнку (например, «А у реки а у реки а у реки Гуляют девки бухают мужики» 🙂 ), определяем метр: слабый — слабый — слабый — сильный / слабый — слабый — слабый — сильный / слабый — слабый — слабый — сильный / слабый — слабый — сильный / слабый — слабый — слабый — сильный / (в третьем такте метр изменён). И отхлопываем или оттопываем ритм вместе с довольным ребёнком.

Помните: вам не нужно заставлять ребёнка повторять метр, ритм и мелодию. Это не цель ритмической игры. Замысел- находить закономерности и учиться их предсказывать. Цель — создать более предсказуемое, и потому более безопасное, окружение для ребёнка. Ну и получить желаемое:

Здоровый, бодрый интересующийся человек

Хотя бы в области метра и ритма 🙂

Удачи в ритмических играх! Кстати, зная эти закономерности, вы можете находить и озвучивать ритм и метр в любых проявлениях — шумах, цветах, формах, движении, запахах, вкусах и так далее.

Пишите вопросы и результаты игр в комментариях!

Ритмические игры для детей до года дома

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *