Древняя шумерская богиня ночи

Недавно наткнулся на интересный рельеф, изображающий, как считается на сегодня, древнюю шумерскую богиню ночи (Иштар или её подземный антипод). Этот рельеф интересен несколькими моментами. Для начала, история этого рельефа. Его не выкопали археологи, его не нашли учёные. Его выкупил у коллекционера (которого звали Burney; поэтому рельеф так и называется: Burney Relief) Лондонский исторический музей. Поэтому неизвестно, где как и когда была найдена пластина с изображением богини.

Второй интересный момент, следующий частично из первого — это то, что точно неизвестно, кто изображён на этом рельефе. Одно время считалось, что на нём изображена Лилит (та самая, околобиблейская, первая жена Адама). Данные основывались на том, что это имя встречается в клинописных табличках, описывающих похождения древних шумерских богов. Однако, более современный анализ (напрмер, выяснилось, что таблички с этими данными — более позднего времени, и их прочтение ошибочно) показал, что шумерской богини с таким имененм не было, поэтому на рельефе изображена не она.

Древняя шумерская богиня ночи

Конечно, в древности шумеры, а следом и вавилоняне, верили в тёмных духов лили. Также это имя носили совы (ещё одно доказательство, которое раньше использовалось для отождествления богини на рельефе с Лилит). Именно эти духи могли оказать влияние на формирование религии евреев во время их рабства в Вавилоне в целом, и на появление отрицательного образа первой жены Адама. Но это не имя богини на рельефе.

Древняя шумерская богиня ночи, следовательно, может быть или

  • а) Иштар, или
  • б) её тёмная подземная половина, Эрешкигаль.

Есть аргументы как за одну версию, так и за другую.

И, наконец, самая, на мой взгляд, интересная странность.

Учёные датируют рельеф с богиней 1700-1500 годами до нашей эры.

Однако, обратите внимание на этот рельеф:

Древняя шумерская богиня ночи

А также на этот:

Древняя шумерская богиня ночи

Как вы думаете, где и когда сделаны эти рельефы? Они сделаны в Индии, уже в нашу эру.

Как по мне, основная странность с древней шумерской богиней ночи в том, что она сделана в очень похожем стиле на индийских апсар (полубогинь).

Вы можете сравнить на этих фотографиях или порыться по интернету. Обратите внимание: похожая округлось, похожая манера исполнения, похожие пропорции, похожее лицо.

Само собой, индийские рельефы сделаны иначе, они больше выступают от фона; они показывают фигуру в движении, они подчёркивают сексуальность. Тогда как рельеф с древней богиней ночи показывает  местами коварную древнюю богиню ночи. Причём весьма удачно

Но мне кажется поразительным, что более чем через тысячу лет сохранился тот же стиль исполнения женской фигуры. Самое время подумать про прошлые жизни художников 🙂

Или предположить, что датировка рельефа с древней шумерской богиней ночи несколько ошибочна. И изготовили этот рельеф примерно тогда же, когда был распространён «индийский» стиль изображения женщин на рельефах.

В пользу «индийского влияния» может говорить также тип раскраски скульптуры:

Древняя шумерская богиня ночи

Смуглость, как мне кажется, делает эту богиню ещё более похожей на индийский прототип.

Чем в таком случае может быть рельеф с древней шумерской богиней ночи? Например, более современной и «окультуренной» копией вот этого действительно древнего рельефа:

Древняя шумерская богиня ночи

Вот такие вот странности с древней шумерской богиней ночи.

Какие у вас мысли на эту тему?

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *