Домовые и Пенаты — родственники?

Продолжаем раздел «Магия» и подраздел «Непознанное» статьёй, где зададимся вопросом: «Домовые и Пенаты — родственники?» Вы можете удивиться такому вопросу — и с полным правом: «С чего бы это вдруг мы стали сближать традиции древних римлян и древних славян?» И этот вопрос будет вполне закономерным — особенно если не учитывать данные из статьи «Связь Троицы и русалок«. Ну а если учитывать, то родство, в принципе, вероятно и возможно… О чём мы и поговорим.

Домовые и Пенаты — родственники? Чтобы ответить на этот вопрос, нужно разобраться с терминами. Начнём с того, что ближе к нам — с домовых. Так, домовой — это домашний дух, мифологический хозяин и покровитель дома, обеспечивающий нормальную жизнь семьи, здоровье людей и животных, плодородие. Имя «домовой» происходит от слова дом. Однако его называют и по излюбленному им месту в доме: у русских голбешник (голбец – перегородка за печью), запечник, у белорусов подпечник и так далее. Славяне считали, что домовой — это дух давно умершего предка.

Перейдём от более близких духов к духам более далёким, но не менее интересным. Так, пенаты (лат. Penates) — в римской мифологии боги-хранители и покровители домашнего очага. Каждая римская семья имела обычно двух Пенатов, изображения которых помещались около очага.  Этимология названия  поясняет назначение и функцию Пенатов: название происходит от слов penus или penetralia (кладовая, внутреннее святилище храма, тайник). Пенаты — это отражение духов предков.

Домовые и Пенаты - родственники?

Ну как, уже видите сходства? И те, и другие имеют прямое отношение к очагу, огню, хранению дома, духам предков. Но это не всё, так что пойдём далее.

Как принято обращаться с домовым у нас? Ну, сейчас большинство их не замечает. Но если порасспрашивать бабушек, то выяснится, что за домовыми нужно ухаживать. Их нужно угощать, их нужно холить, лелеять — для них должны быть молоко, еда, отдельный угол, где их никто не потревожит.

С другой стороны, в Древнем Риме в честь Пенатов в доме постоянно горел огонь, им был посвящён стол, на котором постоянно находилась еда и напитки для них. Пенатам отводили отдельное место за столом, где клали соль, цветы и фрукты как жертву, а глава семьи, перед тем, как положить еду жене, детям или другим членам семьи, жертвовал Пенатам частичку каждого блюда.

Итак, вы видите, что Пенатов кормили и ублажали также, как и Домовых. Конечно, поклонение Пенатам было более пышным — но ведь в Риме не было христианства, которое обЪявило домовых и прочие потусторонние силы вне закона. Так что количественные отличия обЪяснимы, а качественные сходва таки сходны.

Кстати, не напоминает ли вам изображение этих древних римских пенатов современные иконы?

Домовые и Пенаты - родственники?

Мне напоминает 🙂

Но идём дальше. Вероятно, многие из вас слышали про такой обряд, как «перевоз домового». Это интересный обряд, который представлял собой некий ритуал, который безболезненно забирает домового (хорошо следившего за старым домом) в новый дом — чтобы он и там мог следить за домом так же, как и за старым жилищем. Естественно, перенос домового должен производиться как можно корректнее, иначе на новом месте домовой покажет, кто в доме хозяин 🙂

Перевоз пенатов — это также важный ритуал для древних римлян. Когда семья меняла дом — перевозились и пенаты. Причём с максимальным почётом и уважением. Например, пенаты забирались даже из горящих домов, атакуемых врагами. Например, вот скульптура, изображающая Энея, который выносит отца из горящей Трои. Ну а отец выносит пенаты:

Домовые и Пенаты - родственники?

Итак, мы видим определённое сходство в обращении древних римлян с Пенатами и славян с Домовыми. Так что налицо либо параллельное развитие со столькими совпадениями (что маловероятно), либо же прослеживаются родственные связи. Особенно если вспомнить заимствование русалий славянами у римлян.

Заимствование домовых и русалок у древних римлян славянами должно предполагать, что древние славяне (или их предки) контактировали с древними римлянами длительное время. Была ли такая возможность? Была. Так, римляне завоевали достаточно большие пространства, и один из восточных форпостов находился в городе Ольвия — а это чуть ли не центр образования древних славянских племён. Так что, вполне вероятно, наши Домовые — это наши Пенаты.

И у нас правильнее было бы сказать не «вернуться к пенатам», а «вернуться к домовым» 🙂

Домовые и Пенаты - родственники?

One Comment

  1. Кстати, во время таких контактов один из славянских языков -украинский — заимствовал у языка латинского суффикс -ариус (как в слове «нотариус»), который в украинском языке превратился в суффикс -ар: «крамар», «ковар», «псар», «скотар». Этот суффикс настолько прижился, что стал неотъемлемой частью многих десятков слов украинского языка.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.